МОСКОВСКАЯ ЛЕГЕНДА
ВОЗВЕДЕННЫЙ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА ВЕЛИКИМ БАЖЕНОВЫМ В ПИКУ ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ ПО ЗАКАЗУ «ПЕРВОГО РУССКОГО ВОДОЧНОГО КОРОЛЯ» ДОМ ПАШКОВА НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЮТ ЛЕГЕНДАРНЫМ
МОСКОВСКАЯ ЛЕГЕНДА
ВОЗВЕДЕННЫЙ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА ВЕЛИКИМ БАЖЕНОВЫМ В ПИКУ ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ ПО ЗАКАЗУ «ПЕРВОГО РУССКОГО ВОДОЧНОГО КОРОЛЯ» ДОМ ПАШКОВА НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЮТ ЛЕГЕНДАРНЫМ
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров гипсовая балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город виден был почти до самых краев…»
М.А. БУЛГАКОВ, «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Считается, что именно здесь, в устье Неглинки на Ваганьковском холме появилось поселение, с которого началась история Москвы. А Кремль на Боровицком холме напротив поставили гораздо позднее. С середины XV века здесь располагался Государев двор — загородная резиденция московских князей. Многие и сейчас уверены, что знаменитая библиотека Ивана Грозного замурована где-то в здешних подвалах.
Документальных свидетельств об авторе проекта не сохранилось, но многие специалисты уверены, что дом для Петра Пашкова тайно строил Василий Баженов. Архитектор тогда попал в опалу — Екатерина Великая раскритиковала его работу в Царицыно. Говорят, обиженный на государыню Баженов демонстративно воздвиг Дом Пашкова «спиной» к Кремлю, обратив главный фасад во двор к Староваганьковскому переулку. Этот шедевр отечественного зодчества стал первым в Москве частным зданием, из окон которого можно смотреть на Кремль не снизу вверх.
17
Земли на Ваганьковском холме выкупил «на вечное потомственное владение» сын денщика Петра Великого Петр Егорович Пашков. К тому времени он значительно приумножил состояние своего отца на сделках с недвижимостью и «винных откупах». Петра Пашкова иногда называют первым русским водочным королем. И он был не только сказочно богат, но и чрезвычайно амбициозен.
1783
17
Земли на Ваганьковском холме выкупил «на вечное потомственное владение» сын денщика Петра Великого Петр Егорович Пашков. К тому времени он значительно приумножил состояние своего отца на сделках с недвижимостью и «винных откупах». Петра Пашкова иногда называют первым русским водочным королем. И он был не только сказочно богат, но и чрезвычайно амбициозен.
1783
Дом Пашкова был возведен за три года. Архитектор блестяще справился со сложнейшей задачей: дом-дворец выглядит гармонично и внушительно со всех сторон. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Изящное белое здание, поднятое на высоком цоколе, открывает великолепную панораму Моховой со стороны Боровицкой площади. При всей изысканности приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей.
1784-
1786
Дом Пашкова был возведен за три года. Архитектор блестяще справился со сложнейшей задачей: дом-дворец выглядит гармонично и внушительно со всех сторон. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Изящное белое здание, поднятое на высоком цоколе, открывает великолепную панораму Моховой со стороны Боровицкой площади. При всей изысканности приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей.
1784-
1786
18
В 1812 году Дом Пашкова был сильно поврежден пожаром. Сгорел бельведер, который для облегчения конструкции был сделан деревянным, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. Это здание уже в то время имело столь важное градостроительное значение, что его восстанавливали за казенный счет в формах, максимально близких к оригинальным, чего обычно не делали в других случаях. Работы по реставрации проводились под руководством Осипа Бове.
1815-
1818
ОСИП
БОВЕ
18
В 1812 году Дом Пашкова был сильно поврежден пожаром. Сгорел бельведер, который для облегчения конструкции был сделан деревянным, частично обрушился парапет, погибли интерьеры. Это здание уже в то время имело столь важное градостроительное значение, что его восстанавливали за казенный счет в формах, максимально близких к оригинальным, чего обычно не делали в других случаях. Работы по реставрации проводились под руководством Осипа Бове.
1815-
1818
ОСИП
БОВЕ
С бельведера Дома Пашкова осматривал город не только Воланд, но и германский король Фридрих Вильгельм III, отец будущей российской императрицы Александры Федоровны. Именно здесь в 1818 году он вместе со своими сыновьями встал на колени и поклонился Москве со словами «Вот она, наша спасительница!». Это была благодарность за спасение Европы от Наполеона. Посвященная этому событию картина хранится в Третьяковской галерее.
1818
Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства. Художник Н.С. Матвеев, 1896 г.
С бельведера Дома Пашкова осматривал город не только Воланд, но и германский король Фридрих Вильгельм III, отец будущей российской императрицы Александры Федоровны. Именно здесь в 1818 году он вместе со своими сыновьями встал на колени и поклонился Москве со словами «Вот она, наша спасительница!». Это была благодарность за спасение Европы от Наполеона. Посвященная этому событию картина хранится в Третьяковской галерее.
1818
Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства. Художник Н.С. Матвеев, 1896 г.
Пашков Дом был выкуплен казной у обедневших наследников первого владельца. Здесь располагался Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, а позднее — Четвертая мужская гимназия.
1839
Пашков Дом был выкуплен казной у обедневших наследников первого владельца. Здесь располагался Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, а позднее — Четвертая мужская гимназия.
1839
Из Санкт-Петербурга в Дом Пашкова перевезли фонды музея, в основу которого была положена богатейшая коллекция государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева. Меценат, коллекционер, библиофил, ценитель искусств и науки граф Румянцев завещал передать все свое уникальное собрание «на пользу Отечеству и благое просвещение». «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», утвержденное императором, стало первым юридическим документом, определившим деятельность впервые созданного в Москве общедоступного музея с публичной библиотекой.
1862
ГРАФ
РУМЯНЦЕВ
Из Санкт-Петербурга в Дом Пашкова перевезли фонды музея, в основу которого была положена богатейшая коллекция государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева. Меценат, коллекционер, библиофил, ценитель искусств и науки граф Румянцев завещал передать все свое уникальное собрание «на пользу Отечеству и благое просвещение». «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», утвержденное императором, стало первым юридическим документом, определившим деятельность впервые созданного в Москве общедоступного музея с публичной библиотекой.
1862
ГРАФ
РУМЯНЦЕВ
19
Основной зал Дома Пашкова приобрел свой нынешний вид в 1915 году, когда в ходе масштабной реконструкции были снесены межэтажные перекрытия и стены комнат. Таким образом получился читальный зал на 300 мест. Именно здесь обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, а юный Константин Циолковский получал самостоятельное образование. Книги будущему основоположнику космонавтики выдавал русский философ с мировым именем Николай Федоров.
1915
19
Основной зал Дома Пашкова приобрел свой нынешний вид в 1915 году, когда в ходе масштабной реконструкции были снесены межэтажные перекрытия и стены комнат. Таким образом получился читальный зал на 300 мест. Именно здесь обдумывал «Войну и мир» Лев Толстой, а юный Константин Циолковский получал самостоятельное образование. Книги будущему основоположнику космонавтики выдавал русский философ с мировым именем Николай Федоров.
1915
В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живописи, графики, нумизматики, фарфора, минералов и так далее — были переданы из Дома Пашкова в другие музеи. Они вошли в состав собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея и многих других. В июле 1925 года Центральный исполнительный комитет СССР принял постановление о ликвидации Румянцевского музея, на базе библиотеки которого была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.
1925
В начале 1920-х годов все некнижные коллекции — живописи, графики, нумизматики, фарфора, минералов и так далее — были переданы из Дома Пашкова в другие музеи. Они вошли в состав собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея и многих других. В июле 1925 года Центральный исполнительный комитет СССР принял постановление о ликвидации Румянцевского музея, на базе библиотеки которого была создана Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.
1925
Дом Пашкова был закрыт на ремонт. Тогда были предприняты первые шаги по реставрации здания, но после прекращения финансирования работы заморозили. Они возобновились только в 2003 году.
1988
Дом Пашкова был закрыт на ремонт. Тогда были предприняты первые шаги по реставрации здания, но после прекращения финансирования работы заморозили. Они возобновились только в 2003 году.
1988
Историческое здание Российской государственной библиотеки впервые открылось для читателей после реставрации. В Доме Пашкова разместились три отдела РГБ — рукописей, картографический и нотно-музыкальный.
2009
Историческое здание Российской государственной библиотеки впервые открылось для читателей после реставрации. В Доме Пашкова разместились три отдела РГБ — рукописей, картографический и нотно-музыкальный.
2009
ПАРТНЕРОМ
Для наших партнеров важно, что большая часть средств от проведения мероприятий расходуются целевым назначением
на реставрацию уникальных книжных памятников, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки.

Дом Пашкова и сегодня служит «на пользу Отечеству и благое просвещение».
СТАТЬ
Для наших партнеров важно, что большая часть средств от проведения мероприятий расходуются целевым назначением на реставрацию уникальных книжных памятников, хранящихся в фондах Российской государственной библиотеки.

Дом Пашкова и сегодня служит «на пользу Отечеству и благое просвещение».
СТАТЬ
ПАРТНЕРОМ